Модель профессионального развития педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей

11.04.2022

 

Концепция совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей конкретизируется моделью профессионального развития кадров данной системы образования, включающей

Механизмы практической реализации Концепции совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей:

¾                   нормативно-правовое обеспечение: для нормативно-правового обеспечения реализации Концепции планируется проведение постоянного анализа практики профессионального роста педагогических кадров дополнительного образования детей на основе информации из открытых источников (система Всероссийских конкурсов профессионального мастерства

«Сердце отдаю детям», «Воспитать человека», «Воспитать патриота», «Растим гражданина», «За нравственный подвиг учителя» и др.; система стажировок; система онлайн-обучения; система наставничества; реестр профессионалов системы дополнительного образования детей), а также обеспечение контроля выполнения требований законодательства;

¾                   доступность процедур и услуг повышения профессионального мастерства: обеспечение доступности для каждого педагогического работника системы дополнительного образования детей процедур и услуг, направленных на повышение уровня профессионального мастерства, предполагает постоянный анализ образовательных потребностей различных категорий педагогов, имеющих право на получение образовательных услуг, процедур и условий их предоставления за счет бюджета региона, а также при отсутствии необходимых специалистов системы повышения квалификации в регионе за счет средств федерального бюджета;

¾                   организационно-управленческое обеспечение: совершенствование управленческой деятельности органов власти всех уровней и организаций, субъектов научно-образовательной политики в сфере планирования совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей, основанного на проведении оценки и измерении достигнутых результатов, координации деятельности и определении сферы ответственности различных ведомств и структур, обеспечения эффективного контроля за осуществлением Концепции. Разработка и внедрение системы управления процессом достижения запланированных результатов профессионального мастерства педагогов, внедрение современных управленческих технологий в систему постдипломного образования будут залогом успешной реализации Концепции;


¾                   информационное обеспечение: для информационного обеспечения реализации Концепции планируется создание единого информационного пространства (навигатора образовательных услуг повышения квалификации кадров системы дополнительного образования детей), направленного на оптимизацию системы информационного обмена между регионами, предоставление педагогам широкого спектра информационных сервисов и свободного доступа к глобальным знаниям и технологиям;

¾                   социальное партнёрство органов власти всех уровней и профессиональных объединений педагогов: обеспечение эффективного социального партнёрства органов власти всех уровней и профессиональных объединений педагогов, а также широкое вовлечение ученых-практиков в процесс реализации Концепции, позволит совершенствовать механизмы учета мнения педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей при обсуждении проектов нормативно-правовых актов, планировании целевых программ и результатов реализации научно-образовательной политики в сфере совершенствования профессионального мастерства педагогов. Поддержка педагогических инициатив, направленных на совершенствование профессионального мастерства, обеспечивается через активное взаимодействие с общественными организациями, государственную поддержку негосударственных организаций, реализующих социально-ориентированные проекты в сфере образования;

¾                   развитая              инфраструктура              организаций-субъектов совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров: для создания наиболее оптимальной сети организаций- субъектов совершенствования профессионального мастерства педагогов, удовлетворяющей их образовательным потребностям, планируется структуризация и реорганизация имеющейся сети государственных учреждений, а также создание новых учреждений, открытие новых видов подразделений и расширение числа работающих подразделений постдипломного образования;

¾                   материально-техническое и финансовое обеспечение реализации мероприятий Концепции: улучшение материально-технического обеспечения организаций-субъектов совершенствования профессионального мастерства педагогов, учет их интересов при формировании бюджетов всех уровней, привлечение внебюджетных средств спонсоров и благотворителей, а также иных форм дополнительного финансирования мероприятий совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей;

¾                   кадровое                обеспечение:                для                обеспечения высококвалифицированными, заинтересованными в качественной и эффективной реализации Концепции развития дополнительного образования детей педагогическими работниками всех органов и организаций планируется развитие постоянно действующей системы подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров, работающих в организациях и учреждениях дополнительного образования детей, совершенствование


механизмов стимулирования труда и поощрения педагогов в зависимости от показателей эффективности и результативности их деятельности, формирование организационной культуры методических служб, учреждений, организаций постдипломного образования, способствующей совершенствованию профессионального мастерства педагогов;

¾                   научно-методическое обеспечение: принципиальное значение для успешной реализации Концепции имеет формирование новых методологических основ совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров, реализующих широкий спектр задач развития системы дополнительного образования детей в изменяющихся социально-экономических условиях. Обеспечение понимания и использования в практике работы методологии, принципов, целей, задач, приоритетов и подходов к совершенствованию профессионального мастерства педагогов является основной задачей научно-методической деятельности.

 

Обоснование

Модель профессионального развития строится на принципах, обозначенных в Концепции совершенствования профессионального мастерства управленческих и педагогических кадров дополнительного образования детей, а именно:

принципе ценностной ориентации: совершенствование профессионального мастерства может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, адаптивности педагогов к темпам социальных и технологических перемен;

принципе персонификации: участие педагогических и управленческих кадров в реализации вариативных образовательных программ на основе добровольного выбора в соответствии с их интересами, образовательными потребностями;

принципе практической ориентации: возможность для педагогических и управленческих кадров включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;

принципе согласованности: соответствие базовых принципов и ориентиров построения Концепции с государственными программами и национальными проектами в сфере образования Российской Федерации.

Данная модель реализует цели и задачи, обозначенные в Концепции совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей.

 

Терминологическое описание

В целях качества реализации представляемой модели уточняется используемый терминологический аппарат, полностью согласующийся с терминологическим                                          аппаратом         Концепции          совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей.


Профессиональное мастерство - высокая и постоянно совершенствуемая степень овладения определенной профессиональной деятельностью, характеризуется качеством выполнения работы, высокой производительностью труда, культурой труда и творческим отношением, а также самопроектированием своей деятельности и карьеры, является вершиной (акме) профессионального развития.

Совершенствование - это непрерывный процесс развития профессионального мастерства педагога, который позволяет улучшить его профессионально важные качества.

Профессионально важные качества - это качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам.

Ценностная ориентация - отражение в сознании педагога ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных и профессиональных целей и мировоззренческих ориентиров.

Персонификация - организация и ведение учета сведений о совершенствовании профессионального мастерства каждого педагогического и управленческого работника дополнительного образования детей для реализации их прав на повышение квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации и положениями данной Концепции.

 

Организационная структура

Федеральный уровень.

Структуризация и реорганизация имеющейся сети государственных учреждений, а также создание новых учреждений, чья деятельность направлена на повышение уровня квалификации, а следовательно, и профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей.

Ревизия действующих всероссийских профессиональных объединений педагогов (ассоциаций, экспертных советов, методических объединений и т.п.), придание нового импульса их деятельности в свете вызовов современного общества и социально-экономических изменений. Создание общероссийского навигатора профессиональных объединений для педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей.

Создание системы стажировок под разные виды и направленности программ дополнительного образования детей.

Создание системы наставничества на основе реестра профессионалов системы дополнительного образования детей.

Система Всероссийских конкурсов профессионального мастерства управленческих и педагогических кадров дополнительного образования детей («Сердце отдаю детям», «Воспитать человека», «Воспитать патриота», «Растим гражданина», «За нравственный подвиг учителя» и др.). Расширение количества номинаций в проводимых конкурсах для руководителей и методистов учреждений дополнительного образования детей.

Региональный уровень.


Открытие новых видов подразделений и расширение числа работающих подразделений постдипломного образования на базе организаций высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Ревизия действующих региональных профессиональных объединений педагогов (ассоциаций, экспертных советов, методических объединений и т.п.), придание нового импульса их деятельности в свете вызовов современного общества и социально-экономических изменений.

Проектирование индивидуальной профессиональной траектории каждого руководителя учреждения дополнительного образования детей.

Создание системы стажировок под разные виды и направленности программ дополнительного образования детей.

Создание системы наставничества на основе реестра профессионалов системы дополнительного образования детей.

Система региональных этапов Всероссийских конкурсов профессионального мастерства управленческих и педагогических кадров дополнительного образования детей («Сердце отдаю детям», «Воспитать человека», «Воспитать патриота», «Растим гражданина», «За нравственный подвиг учителя» и др.).

Институциональный уровень (уровень образовательной организации).

Поддержка педагогических инициатив, направленных на совершенствование профессионального мастерства через активное взаимодействие с учреждениями высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, профессиональные объединения всех уровней, общественные организации, качественную работу по обучению кадров на рабочем месте.

Проектирование индивидуальной профессиональной траектории каждого педагога с включением в работу стажировочных площадок под разные виды и направленности программ дополнительного образования детей, систему наставничества на основе реестра профессионалов системы дополнительного образования детей, участие в региональных этапах Всероссийских конкурсов профессионального мастерства управленческих и педагогических кадров дополнительного образования детей («Сердце отдаю детям», «Воспитать человека», «Воспитать патриота», «Растим гражданина», «За нравственный подвиг учителя» и др.).

 

Описание направлений внедрения и применения модели

Нормативно-правовое.

Проведение постоянного анализа практики профессионального роста педагогических кадров дополнительного образования детей на основе информации из открытых источников (система Всероссийских конкурсов профессионального мастерства; система стажировок; система онлайн-обучения; система наставничества; реестр профессионалов системы дополнительного образования детей). Обеспечение контроля выполнения требований законодательства.

Научно-методическое.


Принципиальное значение имеет формирование новых методологических основ совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров, реализующих широкий спектр задач развития системы дополнительного образования детей в изменяющихся социально-экономических условиях. Понимание и использование в практике работы новой методологии, принципов, целей, задач, приоритетов и подходов к совершенствованию профессионального мастерства педагогов.

Организационно-управленческое.

Совершенствование управленческой деятельности органов власти всех уровней и организаций, основанное на проведении оценки и измерении достигнутых результатов, координации деятельности и определении сферы ответственности различных ведомств и структур, обеспечении эффективного контроля. Разработка и внедрение системы управления процессом достижения запланированных результатов профессионального мастерства педагогов, внедрение современных управленческих технологий в систему постдипломного образования.

Информационное.

Создание единого информационного пространства (навигатора образовательных услуг повышения квалификации кадров системы дополнительного образования детей, общероссийского навигатора профессиональных объединений для педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей), направленного на оптимизацию системы информационного обмена между регионами, предоставление педагогам широкого спектра информационных сервисов и свободного доступа к глобальным знаниям и технологиям.

Социальное партнёрство.

Обеспечение эффективного социального партнёрства органов власти всех уровней и профессиональных объединений педагогов, а также широкое вовлечение ученых-практиков позволит совершенствовать механизмы учета мнения педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей при обсуждении проектов нормативно-правовых актов, планировании целевых программ и результатов реализации научно-образовательной политики в сфере совершенствования профессионального мастерства педагогов. Поддержка педагогических инициатив, направленных на совершенствование профессионального мастерства путем активного взаимодействия с общественными                 организациями,            государственной                                     поддержки негосударственных организаций, реализующих социально-ориентированные проекты в сфере образования.

Развитие инфраструктуры организаций-субъектов совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.

Структуризация и реорганизация имеющейся сети государственных учреждений, а также создание новых учреждений, открытие новых видов подразделений и расширение числа работающих подразделений постдипломного образования.

Хочу такой сайт


Описание участников взаимодействия при профессиональном развитии педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей

Участниками взаимодействия при профессиональном развитии педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей являются органы исполнительной власти в сфере образования всех уровней, организации высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, занимающиеся вопросами повышения квалификации кадров, непосредственно руководители и педагоги учреждений дополнительного образования детей, а также профессиональные объединения педагогов.

 

Описание функций участников взаимодействия, механизмов их взаимодействия

Органы исполнительной власти всех уровней.

Нормативно-правовая функция. Разработка нормативно-правовых документов и внесение изменений в существующие в рамках своих полномочий. Постоянный анализ практики работы учреждений дополнительного образования детей на основе открытых источников.

Организационно-управленческая функция. Проведение оценки и измерений достигнутых результатов совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей в учреждениях. Координация деятельности и определении сферы ответственности различных ведомств и структур (спорт, культура, коммерческие и общественные организации), также предоставляющих услуги дополнительного образования для детей. Обеспечение эффективного контроля деятельности учреждений дополнительного образования детей по совершенствованию профессионального мастерства педагогов. Разработка и внедрение системы управления процессом достижения запланированных результатов профессионального мастерства педагогов.

Структуризация и реорганизация под образовательные потребности педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей имеющейся сети государственных учреждений, а также создание новых учреждений, открытие новых видов подразделений и расширение числа работающих подразделений постдипломного образования.

Информационная функция. Создание единого информационного пространства (навигатора образовательных услуг повышения квалификации кадров системы дополнительного образования детей, общероссийского навигатора профессиональных объединений для педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей), направленного на оптимизацию системы информационного обмена между регионами, организациями и учреждениями.

Функция социального партнёрства. Взаимодействие с общественными организациями, государственная поддержка негосударственных организаций, реализующих социально-ориентированные проекты, в сфере совершенствования


профессионального  мастерства   педагогических   и   управленческих  кадров дополнительного образования детей (межведомственные программы).

 

Организации высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Нормативно-правовая функция. Открытие новых видов структурных подразделений постдипломного образования и расширение числа работающих подразделений на основе аналитических данных об образовательных потребностях педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей органов исполнительной власти всех уровней.

Научно-методическая функция. Разработка и формирование новых методологических основ совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров, реализующих широкий спектр задач развития системы дополнительного образования детей в изменяющихся социально-экономических условиях (монографии, сборники материалов научно- практических конференций, учебные пособия, методические рекомендации, программы дополнительного профессионального образования). Внедрение современных управленческих технологий в систему постдипломного образования. Понимание и использование в практике профессорско- преподавательской работы новой методологии, принципов, целей, задач, приоритетов и подходов к совершенствованию профессионального мастерства педагогов .

Информационная функция. Использование при разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования навигатора образовательных услуг повышения квалификации кадров системы дополнительного образования детей, общероссийского навигатора профессиональных объединений для педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей для оптимизации системы информационного обмена между регионами, предоставления педагогам широкого спектра информационных сервисов и свободного доступа к глобальным знаниям и технологиям.

Профессиональные объединения педагогов.

Методическая функция. Разработка и формирование новых методологических основ совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров, реализующих широкий спектр задач развития системы дополнительного образования детей в изменяющихся социально-экономических условиях (монографии, сборники материалов научно- практических конференций, учебные пособия, методические рекомендации, программы дополнительного профессионального образования). Внедрение современных управленческих технологий в систему постдипломного образования. Понимание и использование в практике профессорско- преподавательской работы новой методологии, принципов, целей, задач, приоритетов и подходов к совершенствованию профессионального мастерства педагогов .


Информационная функция. Использование при разработке и реализации программ деятельности профессиональных объединений навигатора образовательных услуг повышения квалификации кадров системы дополнительного образования детей, общероссийского навигатора профессиональных объединений, реестра профессионалов дополнительного образования детей, средств онлайн-обучения для оптимизации системы информационного обмена между регионами, предоставления педагогам широкого спектра информационных сервисов и свободного доступа к глобальным знаниям и технологиям.

Функция социального партнёрства. Обеспечение эффективного социального партнёрства органов власти всех уровней и профессиональных объединений педагогов в сфере совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей. Поддержка педагогических инициатив, направленных на совершенствование профессионального мастерства.

Руководители и педагогические работники учреждений дополнительного образования детей.

Нормативно-правовая функция. Разработка нормативно-правовых актов и внесение изменений в существующие в рамках своих полномочий. Постоянный анализ практики работы учреждения дополнительного образования детей по совершенствованию профессионального мастерства педагогов.

Организационно-управленческая функция. Проведение оценки и измерений достигнутых результатов совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей в учреждении. Организация контроля деятельности педагогических работников по совершенствованию профессионального мастерства. Внедрение системы управления процессом достижения запланированных результатов профессионального мастерства педагогов.

Создание в учреждении под образовательные потребности педагогических и управленческих кадров новых профессиональных объединений (педагогических мастерских, студий, «кружков качества», творческих лабораторий, школ исследователя и т.п.).

Методическая функция. Апробация и внедрение новых методологических основ совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров, разработанных организациями высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, и создание на их основе программы совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров учреждения. Выстраивание индивидуальной профессиональной траектории для каждого педагогического работника.

Информационная функция. Использование при разработке программы совершенствования профессионального мастерства и проектировании индивидуальных профессиональных траекторий педагогических работников навигатора образовательных услуг повышения квалификации кадров системы дополнительного образования детей, общероссийского навигатора


профессиональных объединений для педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей, реестра профессионалов дополнительного образования детей, средств онлайн-обучения, системы наставничества, стажировок при крупных федеральных и региональных ресурсных центрах дополнительного образования детей.

Функция социального партнёрства. Взаимодействие с профессиональными объединениями, общественными организациями, негосударственными организациями, реализующими социально-ориентированные проекты в сфере совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей (межведомственные программы).

 

Описание основных направлений взаимодействия и процедур взаимодействия участников между собой

Развитие профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей как инновационного потенциала общества.

Создание органами исполнительной власти всех уровней совместно с организациями высшего профессионального и дополнительного профессионального образования нормативно-правовых, организационно- управленческих и научно-методических условий для формирования и развития профессионально важных качеств педагогических и управленческих кадров.

Обеспечение условий для доступа каждого педагогического работника системы дополнительного образования детей к глобальным знаниям и технологиям.

Создание и формирование органами исполнительной власти всех уровней совместно с организациями высшего профессионального и дополнительного профессионального образования навигатора образовательных услуг повышения квалификации кадров системы дополнительного образования детей, общероссийского навигатора профессиональных объединений для педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей, реестра профессионалов дополнительного образования детей.

Проведение на системной основе организациями высшего профессионального и дополнительного профессионального образования вебинаров и онлайн-трансляций по актуальным вопросам развития системы дополнительного образования детей.

Формирование и развитие профессионально важных качеств педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей.

Создание руководителями и методической службой учреждений дополнительного образования детей программ совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров, где предусмотреть мероприятия, направленные на изменение мотивов профессиональной деятельности, проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия «социальной ситуации развития» подрастающих поколений.


Совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров по обеспечению прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию

Образовательным организациям высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, профессиональным объединениям педагогов, учреждениям дополнительного образования оказывать помощь педагогическим и управленческим кадрами по интеграции дополнительного и общего образованияовладению инструментами оценки достижений детей и подростков, способствующими росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностиками мотивации достижений личности.

Рост профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров по расширению возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования.

Образовательным организациям высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, профессиональным объединениям педагогов, учреждениям дополнительного образования оказывать помощь педагогическим и управленческим кадрами по обновлению содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества.

Становление профессионального типа личности педагога и руководителя дополнительного образования.

Органами исполнительной власти всех уровней, руководителями учреждений дополнительного образования детей обеспечение возможности педагогическим и управленческим кадрам участвовать во Всероссийских конкурсах профессионального мастерства «Сердце отдаю детям», «Воспитать человека», «Воспитать патриота», «Растим гражданина», «За нравственный подвиг учителя» и др., федеральных и региональных стажировочных площадках по направленностям дополнительных общеобразовательных программ, системе онлайн-обучения, системе наставничества.

Образовательным организациям высшего профессионального и дополнительного профессионального образования в ходе мероприятий повышения квалификации оказывать помощь педагогическим и управленческим кадрами в овладении новыми профессиональными понятиями, формами и технологиями.

 

Описание функционально-ролевой структуры

Организаторы реализации Концепции и модели совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей - Министерство Просвещения Российской Федерации, министерства образования и науки субъектов Российской Федерации - обеспечивают анализ, оценку и контроль деятельности учреждений дополнительного образования детей.

Генераторы идей - организации высшего профессионального и дополнительного профессионального образования - обеспечивают научно-


методическое сопровождение реализации Концепции и модели совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей.

Исследователи ресурсов - профессиональные объединения педагогов - обеспечивают социальное взаимодействие участников реализации Концепции и модели совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей.

Исполнители - учреждения, педагогические и руководящие работники дополнительного образования детей - реализуют положения Концепции и модели совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей.

 

Описание потенциальных рисков и мер по их преодолению

Несвоевременное принятие управленческих решений.

Нарушение сроков реализации программ совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей. Не достижение запланированных результатов деятельности. Необходимо оперативное реагирование на выявленные недостатки. Назначение ответственных исполнителей, организация текущего контроля и мониторинга хода реализации мероприятий программы.

Риск недостаточной обеспеченности финансовыми ресурсами.

Невозможность реализации мероприятий программы совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей. Необходимы мониторинг и оценка эффективности программных мероприятий с целью возможного перераспределения средств.

Риск снижения практической составляющей программ совершенствования профессионального мастерства.

Невозможность качественной реализации мероприятий программы совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей из-за отсутствия финансовых и кадровых возможностей региональной системы повышения квалификации. Необходимо перераспределение средств внутри организаций высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, учреждений дополнительного образования детей с учетом реализации Концепции и модели совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей, институциональных программ (программ учреждений).

Риск недооценки проектирования индивидуальной профессиональной траектории педагогических кадров.

Отсутствие мотивации профессионального развития педагогических и управленческих кадров дополнительного образования детей. Необходимо качественное методическое сопровождение как неотъемлемая часть содержательной программы учреждения по совершенствованию профессионального мастерства педагогов.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.07.2022

Дата обновления: 02.07.2022

Дата публикации: 11.04.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».